БТР 152К: Россия, «Мосфильм»

БТР из арсенала военно-технической базы киноконцерна «Мосфильм», периодически фигурирует в кино, играя роль немецких бронетранспортеров

Когда-то, давно-давно, когда мне было 24 года, я с группой поисковиков проводил обследование соседних с Московской областей по местам боев В.О.В.

И вот, где-то в Калужской области, в деревне названия которой не помню, в одном огороде, я нахожу…Нет, не БТР 152 (это было потом), а нахожу я ГАЗ-67Б, ещё военного выпуска, вросший в землю аж по самые подножки.

Стекла — нет, краски — тоже нет, вся мохом поросла, вид такой, как будто из-под воды достали. В одной газете, по-моему это был «Московский Комсомолец» так и напечатали рядом с фотографией этой машины — «Находка на дне водохранилища»

После короткой, но эмоциональной торговли с Дедом — владельцем этого огорода и «раритета», мы качаем колёса и цепляем ГАЗик к МАЗу 200 и едем в Москву.
Излишне упоминать о том, что никаких документов на эту машину небыло.

Это он потом уже таким стал.

Повозиться пришлось всего около 1 дня и ГАЗ-67Б — поехал! Внешним видом решено было заниматься позже и мы после нескольких дней покатушек решили всё же перебрать двигатель — т.к дымил он ужасно.
Поршневые кольца поставили от ЗИЛ-130, а залитые баббитом коренные и шатунные вкладыши решено было подтянуть удалив некоторое кол-во регулировочных прокладок.

Но видать немного переборщили с затяжкой шатунов
т.к двигатель вращаться перестал! Ещё и сорвали резьбу на шатунной шпильке 3 цилиндра…
После 3 часов «холодной» обкатки на буксире — вроде разошёлся и запустился! Но моя радость была не долга — через несколько дней застучал и оборвался шатун 3 цилиндра, причем не просто, а показал «Кулак Дружбы»!

Это, если кто не знает, когда нижняя головка шатуна пробивает блок цилиндров и высовывается сбоку показывая этот самый «Кулак»…
НО! Но двигатель продолжал работать! И даже течи О.Ж. не наблюдалось! В этом месте у двигателя ГАЗ-АА нет рубашки охлаждения!

Привязав шатун проволочкой (чтоб не барабанил по каленвалу) мы поеехали дальше. Надо сказать, что на работе двигателя это происшествие не особо отразилось. Так — слегка потряхивало, фигасе — 3,5 литра движок!

После этого я успел сняться на ГАЗике в кино, где и познакомился с одним человеком из киногруппы который предложил мне обмен на БТР 152 с Военно Технической кинобазы «Мосфильма» Что мы благополучно совершили.

Всё это была как вы понимаете предистория — история впереди!

БТР 152 на шасси автомобиля ЗиС-151 (это был наш ответ «Студебеккеру») и БТР 40 на шасси ГАЗ 63 начали выпускаться вскоре после Войны. Первоначально был спроэктирован корпус БТР не имевший крыши — только брезентовый тент, надо учитывать, что это не совсем боевая машина, это скорее бронированный грузовик, но видимо участие в различных военных конфликтах по всему миру доказало необходимость защиты экипажа и десанта бронекрышей которую выполнили в виде 3 люков открывающихся к левому и правому борту. Эта модификация получила индекс 152К. Кстати БТР-152 — первая машина получившая центролизованную подкачку всех колёс.

Теперь лично мои впечатления, как владельца.
Несмотря на то, что БТР достался мне сильно подубитый, а то — сначала они отслужили положенный срок в Армии, потом на ВТКБ — где они играли (и играют) почему-то всё время немцев (у немцев был похожий транспортёр Gannomag но не колёсный, а полугусеничный) с ними там особо не церемонились: и жгли и топили и со скал сбрасывали — в общем всё «на войне, как на войне», так вот, несмотря на всё это БэТэР мой бегал довольно резво — до 90 я на нем разгонялся! Не смотря на разбитую ходовку (карданы, реактивные тяги). Видимо сказывается форсированный, по сравнению с обычным, двигатель и повышенная живучесть Военной Техники.

Что меня приятно удивило, так это хороший обзор и удобная посадка (в отличие от БТР 40 на базе ГАЗ 63) и очень мягкий ход — практически как на легковой машине (не удивительно — почти 10 тонн). И ещё — двигатель работал как часики! На спор — запускался и устойчиво работал на 1(!) цилиндре из 6! (со снятыми ВВ проводами)

Единственной проблемой, вернее так — ПРОБЛЕМИЩЕЙ была его парковка. Где бы не поставил — тут же на него все лезут. Ну прям тянет их к Военной Технике и всё! В основном — конечно дети, но бывают и неадекватные взрослые — мне 3 раза шины кололи, причём ВСЕ! Я от детей чего только не делал: и солидолом мазал и люки завязывал! Ничего не помогало! Они мне своими жопками всю краску до металла протёрли! Аж блестел как полированный, во как!

Когда я ехал на нем по Москве, все ГАИшники отворачивались — как будто не видели! На дороге, даже в самой сильной пробке, вокруг меня был вакуум — метров 10! А мне хорошо! Зеркал нет, поворотников нет и никогда небыло, сверху макет пулемёта ДШК: кто не спрятался — я не виноват!

На этой машине я ездил несколько раз на мероприятия проводимые московским клубом старинных автомобилей САМС и на день «МК» в Лужниках. С этим связана одна история, это ещё с Цветковым было…

Пригласили наш поисковый отряд в Лужники на день «МК». Ну мы привыкли из любого мероприятия делать шоу! Оделись в военную форму времён Войны, взяли макеты оружия, прицепили к БТРу противотанковую пушку ЗиС 2 (тоже из моей коллекции) и поехали!

Путь пролегает от Ходынки по ул. Горького до Садового кольца и в Лужники. По дороге проезжаем первый пост ГАИ на Ленинградке — гаишник обомлел! Мои хлопцы ещё спокойно себя вести не умеют — кто на броне с пулемётом, кто в будёновке шашкой машет и орёт — «На Берлин!» Проезжаем второй пост на Садовом, смотрим — гаишник за рацию схватился! А всё-таки праздничный день, у них усиление! Подъезжаем к Лужникам — дорога перегорожена и целый Полковник(!) нас так боязливо палочкой к бордюру приглашает… А наши раздухарились! Штыками да шашками в него тычат: «Уж не вражеский ли ты пособник?» — его спрашивают.

Тут у него видать нервы не выдержали, он как заорёт «МОЛЧАТЬ! ТИХО!» и потом нас тихонько так спрашивает кто мы собсно такие и куда это мы путь держим? Серёжа Цветков ему и говорит: — «Мы мол едем на праздник Московского Комсомольца, нас мол пригласили!»

Тут Гаишный полковник говорит чтобы мы быстро все заткнулись и вынув рацию, говорит практически следующее: «Товарищ Генерал! Танки высылать не надо, вертолёты высылать тоже не надо! Это КОМСОМОЛЬЦЫ, они на свой праздник едут!»
А генерал его спрашивает: «Какие ещё нахрен комсомольцы?»
Тут полковник делает рукой в воздухе характерный жест и плачущим голосом: «Ну МАААЛЕНЬКИЕ КОМСОМОЛЬЦЫ!» — отвечает в рацию.
Все в тот день закончилось хорошо.
Долго мы потом со смехом вспоминали какой хипиж устроили… А ведь могли и стрельнуть!

Дальнейшая история БТР 152К печальна… После событий 93 года его хотели у меня забрать и чтобы этого не допустить пришлось своими руками запороть на нём движок. Слил масло и воду и гонял двигатель пока он не застучал… Но он дооолго боролся за Жизнь…

Я надеялся что смогу его потом восстановить. Даже приобрёл новый двигатель ЗиЛ-157, но так и не смог…
А потом он несколько лет кочевал со мной с места на место и его даже один раз украли, но быстро нашли. А потом ещё раз украли и я даже знаю кто, но в процессе переездов я потерял его документы и теперь я ничего не могу доказать…

Всё, Конец.